дополненная реальность
 

А. Л. Горбунов, к.т.н., УТЦ каф. УВД МГТУ ГА | a.gorbunov(at)mstuca.aero

       

Учебные ситуации для диспетчера диспетчерского пункта старта/посадки

   
a. Описание ситуации

Моделируется инцидент типа опасного сближения самолетов Ту-134А и ДС-8 на ВПП аэропорта Шереметьево 25 июля 1995 г. Диспетчер участвует в посадке серии виртуальных ВС, управляемых летчиками-операторами. При посадке одного из виртуальных ВС на ВПП неожиданно возникает виртуальный объект-препятствие (другое ВС, автотранспорт…) на ВПП.

i. Контролируемые реакции и действия диспетчера

1. Время реакции на возникновении аварийной ситуации - скорость, с которой диспетчер замечает постороннй объект на ВПП.
2. Адекватность оценки возникшей угрозы безопасности полетов
3. Точность следования инструкциям нормативных документов («ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРОВ..») для обслуживания воздушного движения при особых случаях в полете.

b. Описание ситуации

Моделируется инцидент типа отказа двигателей при взлете самолета А-320 вследствие попадания птиц в двигатели 15 января 2009 г в Нью-Йорке. Диспетчер участвует во взлетах-посадках серии виртуальных ВС, управляемых летчиками-операторами. При взлете одного из виртуальноых ВС на реальной ВПП появляются виртуальные птицы и диспетчер получает сообщение от летчика-оператора об отказе двигателей.

i. Контролируемые реакции и действия диспетчера

1. Время реакции на возникновении аварийной ситуации - скорость, с которой диспетчер замечает птиц на ВПП.
2. Адекватность оценки возникшей угрозы безопасности полетов
3. Точность следования инструкциям нормативных документов («ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРОВ..») для обслуживания воздушного движения при особых случаях в полете.

 

Учебные ситуации для диспетчера диспетчерского пункта руления

   
a. Описание ситуации

Моделируется инцидент, связанный с ненадлежащим выполнением работниками наземных служб нормативных документов и халатности при проведении работ на летном поле в условиях ограниченной видимости. Создается виртуальная зрительная помеха (туман) для диспетчера руления, не позволяющая ему своевременно зафиксировать виртуальные нарушения, допущенные работниками наземных служб, приводящие к возникновению опасности для ВС, выполняющих руление и взлет-посадку.

i. Контролируемые реакции и действия диспетчера

1. Время реакции на возникновении аварийной ситуации
2. Адекватность оценки возникшей угрозы безопасности полетов
3. Точность следования инструкциям нормативных документов («ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРОВ..») для обслуживания воздушного движения в случае возникновения аварийной ситуации при рулении.

   
© А. Л. Горбунов, 2008 | a.gorbunov(at)mstuca.aero