В настоящее время
обучение и проверка знаний, умений и навыков сотрудников службы
авиационной безопасности проводится в учебных классах с использованием
традиционных средств (литература, плакаты, экзаменационные билеты,
макеты), без связи с реальной средой выполнения ими своих функций,
что снижает эффективность учебных процедур. Такая ситуация обусловлена
объективными причинами, поскольку нельзя осуществлять обучение сотрудников
службы авиационной безопасности на летном поле современного крупного
аэропорта не рискуя создать катастрофическую ситуацию, либо в зонах
досмотра без ущерба прямым функциям.
РЕШЕНИЕ
Тренажер для сотрудников службы
авиационной безопасности нового поколения на основе технологии смешанной
реальности (иные используемые определения – комбинированная, дополненная
реальность, английские термины – mixed reality, augmented reality),
описывается следующим образом:
Предполетный досмотр. Обучаемый находится в зоне досмотра и с помощью
оборудования смешанной реальности видит наряду с реальными виртуальных
пассажиров, один из которых пытается пронести предмет, запрещенный
к перевозке. Возможно использование 40 виртуальных персонажей (20
мужчин и 20 женщин) с управлением мимкой и движением:
Проникновение в охраняемую зону. Обучаемый в находится в помещении
с видом на охраняемую зону. С помощью оборудования смешанной реальности
обучаемый видит сцену несанкционированного проникновения в зону.
Виртуальные нарушители могут двигаться и совершать действия по заранее
разработанному сценарию либо в режиме ручного управления:
Представленное справа видео иллюстрирует возможность совмещения для
наблюдателя реальных и виртуальных персонажей в одной сцене. В этом
демонстрационном видео для виртуального персонажа используется модель
невысокого качества и без адаптации к условиям съемки, поэтому заметна
разница между виртуальным и реальным участниками сцены.
Новизна и преимущества
ПОЛНАЯ РЕАЛИСТИЧНОСТЬ
– безопасное создание любых учебных ситуаций, включая чрезвычайные,
аварийные непосредственно на летном поле и помещениях аэропорта
.
МОБИЛЬНОСТЬ – оперативное (не более 0.5 часа) развертывание тренажера
на любой площадке.
СТОИМОСТЬ – минимум на порядок ниже существующих тренажерных комплексов
на базе компьютерных симуляторов.
Результаты внедрения
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
- обучение на рабочем месте без отрыва персонала от работы для обучения
в специальных учебных центрах.
РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ – за счет реальности среды обучения
и снижения стоимости оборудования.